Русский театр после 1917 года
и до середины 50-х годов XX вв.
Изменения, происходившие в жизни страны, вызывали необходимость перемен и в стилистике театрального искусства. Агитационное упрощенно-плакатное искусство, закономерно возникшее в годы гражданской воины, выполнило свою задачу и изжило себя. Резолюция XII съезда Коммунистической партии «По вопросам пропаганды, печати и агитации» (1923 г.) выдвинула задачу «перехода от митинговой агитации к массовой пропаганде» и использованию театра «для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм».
Развитие действительности обусловило поворот театра к реализму, к углубленному осмыслению человеческих характеров и событий. Этот поворот происходил постепенно, в борьбе и широком соревновании самых различных творческих течений.
Это сказалось и на развитии студий Московского Художественного театра. Выросшие из них крупные театральные коллективы (Московский Художественный театр Второй под руководством М. А. Чехова, Театр имени Евг. Вахтангова, Реалистический театр) значительно отличались друг от друга по своим идейно-художественным направлениям.
Успешно разрабатывали современную тему молодые советские театры, вступившие на путь реализма. В 1925 г. Театр имени МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов) показал пьесу В. Н. Билль-Белоцерковского «Шторм», посвященную боевым будням уездного города в годы гражданской войны. Режиссер спектакля - Е. О. Любимов-Ланской.
Гораздо глубже решал новые задачи Театр имени Евг. Вахтангова, возникший из студии Московского Художественного театра. Руководитель студии талантливый советский режиссер Е. Б. Вахтангов поставил в 1922 г. яркий, красочный, проникнутый духом бодрости и жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци.
В 25 лет Евгений Вахтангов уже преподавал в театральной студии Станиславского, а спустя два года — поставил свой первый спектакль. Он использовал новейшие режиссерские приемы, экспериментировал с декорациями и сделал зрителей участниками сценического действия. Вахтангов изобрел новое направление театра — фантастический реализм, и Станиславский называл режиссера-новатора «первым плодом нашего обновленного искусства». В том же году Вахтангов умер. Студия оказалась в трудном положении, так как некоторые ученики Вахтангова попытались канонизировать условно театральные, иронические приемы, подходящие для сказки Гоцци, но чуждые реалистическим пьесам Гоголя или Островского.
В 1925 г. режиссер А. Д. Попов поставил в студии имени Евг. Вахтангова пьесу Л. Н. Сейфуллиной «Виринея», рассказывающую о тех сдвигах и переменах, которые произвела революция в людях деревни, в душе простой крестьянки Виринеи. Спектакль «Виринея» явился творческим претворением в жизнь принципов Е. Б. Вахтангова и оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра.
Продолжая традиции Щепкина, Мочалова, Садовского, Малый театр развивается как театр реализма, театральности, ярких актерских индивидуальностей. В 1926 г. он поставил пьесу на современную тему — «Любовь Яровая» К. А. Тренева (режиссеры И. С. Платон, Л. М. Прозоровский). Глубоко реалистический образ создала в этом спектакле В. Н. Пашенная.
Так на современных пьесах совершенствовался творческий метод Московского Художественного академического театра, метод высокой режиссерской культуры и углубленного психологического раскрытия человеческого характера.
Под руководством К. С. Станиславского на сцене этого театра были также осуществлены постановки: «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Страх» А. Н. Афиногенова, «Горячее сердце» и «Таланты и поклонники» А. Н. Островского и другие.
Является примечательным, что художественным театром пьеса «Дни Турбиных» была принята как произведение с «чеховским духом». В принципе это так и было. М.Булгаков на самом деле определенно возвращался к традиции драматургии Чехова. В «Дни Турбиных» классика русской литературы напоминали мотивы и созданный образ настроения, а также «сцены-ансамбли». Но это сходство не было продолжением, или тем паче, повторением чеховской традиции.
Необходимо отметить расхождение Булгакова с Чеховым в вопросе отражения в драме конфликта. Антон Павлович столкновения между героями пьесы не ставил в основу конфликта драмы. М.Булгаков в «Дни Турбиных» сумел через героев подняться над классовыми противоречиями и дойти до уровня бесспорности общих и традиционных для человечества нравственных ценностей. Оригинальность популярной пьесы Булгакова заключается в том, что она синтезирует хронику непростого исторического времени с драмой психологического характера, в определенной степени построенной по канонам трагикомедии.
После «Дни Турбиных» театральный мир в этом же году увидел «Зойкину квартиру». В дальнейшем, до конца десятилетия, в 1928 г. была еще одна постановка – «Багровый остров». В результате травли писателя, которая началась наряду с достижением Булгакова апогея как драматурга, новых постановок, в том числе по произведению «Бег», уже не будет.
В целом у М. Булгакова более десятка пьес. У него также остался один неоконченный роман – «Записки покойника», который также посвящен театру.
В конце 20-х - начале 30-х годов пафос и героика первых пятилеток дали богатый материал для новых спектаклей. Большую роль в утверждении этой темы сыграл Театр Революции, созданный в 1922 г. в Москве на базе Теревсата (Театра революционной сатиры).
В начале своего пути Театр Революции (ныне - Театр им. В. Маяковского) испытал влияния экспрессионизма и конструктивизма, но затем он их преодолел. В 1931 г. театр возглавил А. Д. Попов, поставивший здесь пьесы Н. Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931 г.) и «Мой друг» (1932 г.).
Творческая полемика различных художественных направлений возникла и при постановке классики. Новаторское, подлинно современное воплощение классических пьес сталкивалось с тенденциями нигилистического, вульгарно-социологического их истолкования.
Стремясь осовременить «Лес» А. Н. Островского, В. Э. Мейерхольд превратил психологическую пьесу в агитплакат, насытил спектакль трюками и приемами балагана и цирка. Получилась яркая зрелищная и занимательная постановка, но глубиной и социальным содержанием «Леса» Островского она не обладала.
Главной же бедой постановки «Леса» Мейерхольдом и осуществленной им же постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя было то, что они вызвали целую волну искажений и переделок классических пьес.
Ответом на мейерхольдовский «Лес» явилась постановка К. С. Станиславским «Горячего сердца» Островского на сцене МХАТ, реалистически и вместе с тем современно раскрывшая богатое сатирическое содержание комедии в ярких гиперболизированных образах Хлынова (И. М. Москвин), Градобоева (М. М. Тарханов), Курослепова (В. Ф. Грибунин). Именно этот спектакль наметил магистральную линию советского театра в освоении классики.
В 1914 г. был создан Камерный театр, который тесно связан с творчеством А.Я. Таирова (1885-1950).
Свою юность он посвятил актерской профессии, хотя имел юридическое образование. Его деятельность была направлена на становление синтетического театра, соответственно он уделял большое внимание актерскому движению и пластике. Им были поставлены многочисленные драмы зарубежных авторов, начиная с Бомарше и заканчивая О. Уайльдом и Б. Брехтом.
Имя Александра Таирова — знаковое для всего театрального мира. Великий режиссер-реформатор воспитывал актера, который может все. Актерское мастерство, пение, танец, пантомима, акробатика — были одинаково подвластны артисту Таирова. Спектакли режиссера поражали глобальными темами и мощным трагедийным масштабом, вызывая то восторг, то гнев критиков.
Музой Таирова была его жена, блистательная актриса Алиса Коонен, пережившая вместе с Таировым закрытие по идеологическим причинам театра (1950) и остававшаяся верной идеям Таирова долгие годы после его смерти.
Советский театр развивался как театр многонациональный. Яркое и своеобразное творчество народов СССР демонстрировалось на декадах национального искусства, проводимых в Москве с 1936 г.
Театральная жизнь в Советской стране радикально изменилась. Ушла в прошлое дореволюционная театральная провинция с ее кочующими труппами. Открылся ряд новых стационарных театров, улучшился их репертуар и укрепились ансамбли, прекратились частые переезды актеров из города в город. Повсюду деятели театра становятся большой культурной силой, важным отрядом советской интеллигенции.
Тема надвигавшейся войны прозвучала в спектакле Центрального театра Красной Армии «Падь Серебряная» Н. Погодина. Борьбе с фашизмом был посвящен спектакль «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа (Театр имени МОСПС). Увеличилось количество театров общего типа, специализированных (по примеру Центрального театра Красной Армии), колхозно-совхозных театров и др.
Возникли театры для детей. Среди кукольных ведущее место занял Центральный театр кукол под руководством С. Образцова, основанный в 1931 г.
Трагические события войны способствовали усилению еще более тесных творческих связей, уже существовавших в советском многонациональном театре. Труппы, эвакуированные из Белоруссии и Украины, вместе с коллективами Москвы, Ленинграда и других русских театров работали в тыловых городах. «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова шли на сценах украинских театров имени И. Франко и имени Т. Г. Шевченко, Белорусского театра имени Я. Купалы, Армянского театра имени Г. Сундукяна, Башкирского театра драмы, воплощая интернациональную сущность советского патриотизма. На национальном материале создавались пьесы и спектакли, посвященные военным событиям: «Гвардия чести» А. Ауэзова в Казахстане, «Мать» Уйгуна в Узбекистане, «Оленье ущелье» С. Д. Клдиашвили в Грузии и др.
Радость Победы, пафос мирного строительства нашли свое отражение в драматургии. Однако зачастую оптимизм оказывался излишне прямолинейным, искусственно игнорировались трудности послевоенного времени. Многие пьесы были написаны на весьма невысоком художественном уровне. Все это отражало социальные процессы, проходящие по всей стране. Для этого периода вновь характерны нарушения ленинских принципов партийной жизни, демократии. В ряде документов появляются несправедливые и неоправданно резкие оценки творчества ряда талантливых деятелей искусства. Получает распространение «теория» бесконфликтности, содержащая утверждение, что в социалистическом обществе может быть только борьба «хорошего» с «отличным». Происходит процесс приукрашивания, «лакировки» действительности. Искусство перестает отражать истинные жизненные процессы. Кроме того, вредной была тенденция выравнивания всех театров под МХАТ, нивелировка художественных направлений и творческих индивидуальностей. Все это резко тормозило естественную логику развития культуры и искусства, приводило к их обеднению. Так, в 1949 г. были сняты с постов руководителей театров А. Я. Таиров (Камерный театр) и Н. П. Акимов (Ленинградский театр комедии), в 1950 г. закрыты Еврейский и Камерный театры.